Лин 6 Сигм в производстве
Производственный сектор является, пожалуй, одним из самых важных для роста экономики страны. Производственный сектор поставляет на рынок товары, которые влияют на состояние других отраслей. Однако, слишком часто в производстве создается процесс, который учитывает только один производственный участок, заставляя остальную часть бизнеса организовывать свой рабочий процесс вокруг него. Это неэффективный способ работы, и он не позволяет производственному предприятию полностью реализовать свой потенциал.
Применение подходов и инструментов методологии «Лин 6 сигм», а также целостного подхода к трансформации организации, которым руководствуются консультанты АНО «Институт сертификации систем менеджмента качества», помогает создать «бесшовный» процесс, который последовательно переходит от стадии проектирования к производству, от производства – к сбыту.
Существует несколько областей, в которых «Лин 6 сигм» может применяться к производственным операциям. Вот только некоторые примеры:
-
Сокращение числа дефектов в производственных процессах;
-
Увеличение выхода продукции, годной с первого предъявления;
-
Сокращение времени производственного цикла;
-
Повышение производительности труда сотрудников;
-
Сокращение уровня запасов готовой продукции;
-
Улучшение показателей эффективности обслуживания заказчиков;
-
Сокращение затрат на изготовление и сборку (затраты на компоненты производства сторонних поставщиков;)
-
Сокращение расходов на техническое обслуживание;
-
Сокращение гарантийных расходов;
-
Повышение показателей удовлетворенности клиентов;
-
Сокращение стоимости «плохого качества»;
-
Минимизация деятельности, не связанной с добавленной стоимостью на этапах производства;
-
Повышение эффективности использования оборудования (повышение пропускной способности);
-
Сокращение запасов в процессе производства между этапами процесса;
-
Совершенствование процедуры приемочного контроля;
-
Сокращение времени выполнения требований клиентов;
-
Сокращение времени разработки новых продуктов;
-
Улучшение организации рабочих мест;
-
Стандартизация рабочих мест;
-
Обеспечение стабильности / предсказуемости процессов;
-
Сокращение вариабельности качества изготовления;
-
Развертывание концепции потока;
-
Вовлеченность сотрудников;
-
Улучшение планирования и прогнозирования спроса (решение проблем в цепочке поставок);
-
Минимизация уровня устаревших запасов;
-
Улучшение связанных транзакционных процессов: учет, человеческие ресурсы, закупки;
Применение упомянутой концепции управления в качестве основы для развития производственной системы позволит в короткие сроки минимизировать издержки и улучшить процессы организации, а также послужит инфраструктурой для ее научно-технологического развития. Так, применение концепции «Лин 6 сигм», как методологии, неразрывно связанной не только с производством, но и с маркетингом, может стать базой для повышения эффективности бизнес-модели организации. Применение инструментария «Лин 6 сигм» может быть направлено на идентификацию предложения ценности для клиентов, ключевых отличий от конкурентов и факторов конкурентоспособности, оценку ресурсов, определение ключевых процессов, их стандартизацию и тиражируемость.
Согласно общемировой практике, затратами на внедрение управленческой концепции «Лин 6 сигм» считается 0,2-2% от выручки, а выгодой от внедрения и развития - 2-5% от выручки. Этот показатель варьируется в зависимости от прозрачности затрат и состояния текущей производственной системы. Возврат инвестиций на внедрение и развитие производственной системы на основе концепции «Лин 6 сигм» осуществляется в 100% в течение 1-3 лет в мире, но более 70% компаний отмечают возврат инвестиций в первый год после завершения внедрения. Максимальный вклад в возврат инвестиций вносит исключение «плохого качества» производимой продукции, т.е. затрат на исправления, доработку, переделку, обмен продукции ненадлежащего качества. Указанные действия по отношении к продукции, производимой на уровне 3 сигм (по статистике на таком уровне находятся организации, в которых система менеджмента качества построена на базе стандарта семейства ISO 9001), могут составлять до 20% от доходов продаж. Нужно отметить, что к указанной категории относятся материально-измеримые затраты. Трудноизмеримые затраты (потеря клиентов, повторный контроль, отладка процессов, сервисы для устранения дефектов) могут доходить до 40% доходов от продаж. Напротив, качество на уровне 6 сигм добавляет к доходу от продаж от 5 до 10%.
Изначально применявшаяся в производственных и промышленных компаниях, концепция «Лин 6 сигм» стала очень популярной среди компаний, занятых в сфере услуг, медицины, финансов, строительства, ЖКХ. Среди всемирно известных предприятий, занимающих лидирующие позиции на мировом рынке и применяющих концепцию «Лин 6 сигм» - 3М, DHL, Du Pont, General Electric, Hertel, HSBC, Motorola, PepsiCo, Siemens AG, Vodafone, Xerox, Bechtel.