Внедрение процессного подхода
Процессный подход, — это создание процессов в организации, которые будут функционировать как целостная и интегрированная система, являясь неотъемлемой частью системы управления организацией.
Процессный подход означает, что организация управляет своим бизнесом как системой процессов, а не отделов, людей или продуктов. Такой подход работает, потому что если процесс, что называется, хороший, то и результат будет соответствующий. Взаимодействие (входы и выходы, которые связывают кросс-функциональные процессы вместе) между процессами также очень важно для того, чтобы не рассматривать каждый процесс как отдельный отдел, функцию и т. д. Каждый процесс должен гарантировать, что он поставляет (выходы) именно то, что нужно следующему процессу (входы). К ключевым элементам процессного подхода относятся:
• Входы;
• Выходы;
• Ресурсы;
• Владелец процесса;
• Поставщики и потребители результатов процесса;
• Индикаторы процесса.
Цель применения процессного подхода в организации, - создать в первую очередь горизонтальные связи: персонал и отделы компании, вовлеченные в один и тот же процесс, могут сами себя координировать и разрешать проблемы без привлечения высшего руководства. Применение процессного подхода позволяет разрешать возникающие проблемы, тем самым ускоряя получение необходимого результата и гарантирует его стабильность. В отличие от функционального, процессный подход позволяет сфокусировать работу не на конкретных подразделениях организации, а на результатах деятельности организации. Являясь ключевым элементом организации, основный принцип процессного подхода заключается в том, что организацию следует рассматривать не как некую организационную структуру, а именно как совокупность процессов.

Несмотря на огромное количество информации по процессному подходу в рунете, анализ практики российских компаний показывает, что большинство из них находится в самом начале пути к внедрению процессного подхода и процессному управлению, а значит, имеет недостаточную зрелость процессов. Во многих компаниях формализованы бизнес-процессы, где-то назначены владельцы процессов, некоторые процессы, включая сквозные, автоматизированы проводится их мониторинг и анализ. Но средняя зрелость процесса в российских компаниях находится на начальном уровне, при этом оценкой зрелости процессов на практике пользуются единицы.
Подробнее об оценке зрелости процессов
АНО «ИС СМК» специализируется на полном цикле услуг по внедрению процессного подхода и управлении бизнес-процессами от их документирования до подготовки технического задания на автоматизацию, сопровождения процесса внедрения информационных систем и управления изменениями.
Услуги АНО «ИС СМК» по внедрению процессного подхода включают в себя:
Разработку фреймворка процессов: иерархическая система процессов организации, которая содержит категории процессов (1-й уровень), группы процессов (2-й уровень), процессы (3-й уровень), шаги процесса (4-й уровень) и операции при необходимости (5-й уровень);
Утверждение стандартного развернутого описания бизнес-процесса: подготовка описания бизнес-процесса проводится по модели, указанной далее, но которая может быть скорректирована в соответствии с предпочтениями Заказчика. Изначально модель описания бизнес-процесса включает определение владельца процесса, цели процесса, начало процесса, последовательность выполнения процесса с указанием поставщиков, входов и требований к ним, выходов и требований к ним, получателей результата процессов, установленные требования к управлению процессом, установленные требования к технологии процесса, ограничения при выполнении процесса, показатели достижения цели процесса, заинтересованные стороны, ценность, создаваемую в ходе процесса, исполнителей, оборудование, программное обеспечение, информацию и прочие элементы инфраструктуры, окончание процесса.
Подготовку описаний процессов в состоянии «как есть»: текстово-табличное описание в соответствии с моделью описания бизнес-процесса, представленной выше, и карта процесса в виде блок-схемы, карты потока создания ценности, дорожечной диаграммы и в любом другом формате, который определяется целью документирования бизнес-процессов.
Определение показателей бизнес-процессов: к показателям процессов, как правило, относятся время цикла процесса, время исполнения заказа, уровень качества, прочие количественные показатели. Устанавливаются показатели бизнес-процессов в зависимости от целей организации.
Регламентация бизнес-процессов: закрепление общих и обязательных для исполнения требований, установленных к бизнес-процессам в локальном нормативном документе организации.

