г. Москва, 125993, ул. Моховая, д. 11, стр. 3
Подвергается ли 6 сигм критике?

Подвергается ли "6 сигм" критике?

Несмотря на сугубо научный подход к улучшению качества методологии "6 сигм", критические замечания к ней все же имеются. Наиболее существенным замечанием является отсутствие новизны инструментария, поскольку "6 сигм" собрала уже существующие и проверенные методы. В определенной степени этот аргумент имеет право на жизнь. Однако сторонники "6 сигм" считают, что до тех пор, пока предсказуемые результаты при гораздо меньших усилиях не будут достигнуты, никакого вреда от применения доказавших свою эффективность инструментов нет. Несмотря на критические замечания, именно применение согласованных усилий по использованию существующих методов вместе с новыми подходами делают методологию столь популярной во всем мире. Концепция "6 сигм" эволюционировала и к настоящему моменту "обросла" множеством дополнительных не статистических инструментов, техник, методик. Среди наиболее известных – метод каскадирования стратегических задач на каждый последующий уровень управления с вовлечением каждого сотрудника, методики формирования эффективных проектных команд, техника быстрой реализации проекта quick win и т.д.

Еще одним замечанием является мнение, что цикл DMAIC в целом повторяет классический циклом Деминга. Стоит отметить, что, в отличие от цикла Деминга, DMAIC делает упор на статистические данные: их измерение, анализ и контроль вкупе с использованием инструментов статистического принятия решений. Новшество цикла DMAIC заключается в увязке стратегии и тактики организации: статистические методы используются в качестве системного способа уменьшения вариабельности и совершенствования процессов с целью усиления сосредоточения на потребностях и ожиданиях клиентов.

Критики необоснованно, нужно отметить, считают сосредоточение на ожиданиях и потребностях клиентов сложно реализуемой задачей в рамках методологии "6 сигм". Считается, что TQM является более приспособленной концепцией для сбора информации о потребностях и ожиданиях, поскольку позволяет охватить более широкий круг клиентов, нежели "6 сигм". Однако, практически во всех проектах первом этапе, "Определение", используется техника "Голос клиента", которую без преувеличения можно назвать одним из самых мощных инструментов методологии "6 сигм". В сочетании с предварительной сегментацией клиентов (и статистические инструменты также могут пригодиться для определения сегментов), техника "Голос клиента" позволяет всячески исследовать потребности и ожидания клиентов, систематизировать полученную информацию и использовать ее без отрыва от корректировки соответствующих процессов в рамках проекта.

Кроме того, "6 сигм" иногда критикуют за недостаточность системного подхода. Так, инициирование проекта и достижение нужных результатов в одном департаменте может не учитывать оказываемое влияние на другие департаменты, результаты которых могут даже ухудшиться. Однако, учитывая возможности "6 сигм", ее гибкость и научность, практика доказывает, что компания может только выиграть, рассматривая методологию как единый каркас для проведения преобразований в рамках всей компании.

Узнать больше об интегрированной методологии "Лин 6 сигм"

Подробнее о "Лин 6 сигм" в России и за рубежом