г. Москва, 125993, ул. Моховая, д. 11, стр. 3
Больше о 6 сигмах

Методология "6 сигм"

Полное определение

"6 сигм" - методология настройки точности процесса на безупречный результат. Иногда "6 сигм" определяют, как процесс, который позволяет компаниям значительно улучшить свою прибыль путем разработки и мониторинга повседневных деловых операций таким образом, чтобы минимизировать потери и ресурсы, а также повысить удовлетворенность клиентов.

Сам термин "6 сигм" относится к статистическому показателю степени дефектности. Опираясь на статистические методы, термин представляет структурированный и систематический подход к совершенствованию процесса, направленный на снижение степени дефектности до 3,4 дефектов на миллион возможностей. Сигма – это статистическая единица, обозначающая среднеквадратичное отклонение процесса от нормы, имеющей для качества критичное значение. Процесс на уровне 6 сигм является сверхточным, протекающим идеально, без отклонений, которые могут быть вызваны человеческим фактором, некачественным сырьем, неисправным оборудованием.

Краткое определение

"6 сигм" - методология для выявления коренной причины проблемы с целью уменьшения вариабельности.

Ключевое послание

Как производить правильно.

Обзор

В восьмидесятых годах прошлого века время инженеры-проектировщики электронных компонентов традиционно использовали правило "3 сигмы" при оценке соответствия допускам некоторой доли изготовленных компонентов. Если допуск компонента согласуются с распределением шести стандартных отклонений вариации процесса, ожидается, что около 99,7% компонентов для центрированного процесса будут соответствовать допускам. То есть только 0,3% деталей не будет соответствовать допуску, что в абсолютном выражении означает 3000 дефектных компонентов на миллион.

Motorola стала первой компанией, запустившей подход "6 сигм", разработанный инженером Биллом Смитом, в середине 1980-х, и первой компанией в США, получившая престижную Национальной премии качества Малкольма Болдриджа и раскрывшая секрет своего успеха. Это привело к повышенному интересу в отношении "6 сигм" со стороны других компаний, принявших подход "6 сигм" в качестве своеобразного стандарта своей деятельности.

В Motorola при изучении взаимосвязи между качеством компонента и качеством конечного продукта было обнаружено, что от партии к партии процесс имеет тенденцию дрейфовать в пределах 1,5 сигм. Эта тенденция показана графически на рисунке 2, где показан центрированный процесс и процессы, сдвинутые на 1,5 сигмы в обоих направлениях – дрейфующие процессы.

Вариабельность процесса, измеряемая в сигмах.

sigma_pro.jpg

Зависимость производства продукции с дефектами от вариабельности процесса представлена в таблице. Если компания устанавливает цель для конечного качества продукции 99,7%, а продукция включает около 1000 единиц, то 3.4 дефекта на миллион возможностей будет соответствовать уровню "6 сигм".

Уровень качества производимой продукции (% соответствия).

Уровень сигм

Кол-во дефектов на миллион возможностей

Кол-во дефектов на миллион возможностей на единицу продукции

100

(5)

500

(%)

1000

(%)

5000

(%)

20000

(%)

2.5

158 655

0.0

0.0

0.0

0.0

0.0

3.0

66 807

0.1

0.0

0.0

0.0

0.0

3.5

22 750

10.0

0.0

0.0

0.0

0.0

4.0

6 210

53.6

4.4

0.2

0.0

0.0

4.5

1 350

87.4

50.9

25.9

0.1

0.0

5.0

233

97.7

89.0

79.2

31.2

1.0

5.5

32

99.7

98.4

96.9

85.3

53.1

6.0

3.4

100.0

99.8

99.7

98.3

93.4

6.5

0.29

100.0

100.0

100.0

99.9

99.4

7.0

0.19

100.0

100.0

100.0

100.0

100.0

7.5

0.0010

100.0

100.0

100.0

100.0

100.0

Решаемые задачи

"6 сигм" рассматривается и как инструмент непрерывного совершенствования, и как процесс непрерывного совершенствования для уменьшения вариабельности (изменчивости) результата процесса, который может выражаться в дефектах продукции или услуг. Для достижения прорывных улучшений в области совершенствования процессов реализуются соответствующие проекты разных уровней сложности и в различных областях. Основная цель снижения вариабельности – удовлетворение конечных потребителей продукции или услуг. Высшая цель "6 сигм"» заключается в том, что только 3,4 клиента из миллиона могут быть недовольными результатами.

Подвергается ли "6 сигм" критике?

"Дорожная карта" внедрения

Существуют два подхода "6 сигм" к совершенствованию процессов существующих и создаваемых.

Методология совершенствования существующих процессов включает пять этапов:

  • Определение. Уточнение процесса или продукта, которые нуждаются в совершенствовании. Формирование команды проекта. Определение внутренних и внешних потребителей процесса, их потребностей и требований. Создание карты процесса «как есть».

  • Измерение. Определение ключевых факторов, которые оказывают наибольшее влияние на процесс, и системы их измерения. Сбор данных для уточнения источников изменения процесса.

  • Анализ. Анализ факторов и поиск первопричины вариабельности.

  • Улучшение. Разработка и внедрение наиболее эффективного решения. Анализ затрат и выгод для выбора наилучшего решения.

  • Контроль. Проверка успешности реализации решения и обеспечения его поддержки с течением времени.

"6 сигм" привносит структурный подход, направляя усилия по совершенствованию через пятиступенчатый цикл "Определение-Измерение-Анализ-Улучшение-Контроль" (цикл DMAIC), предоставляя на каждом этапе значительно больше подробных сведений об изучаемом объекте, нежели известный четырехступенчатый цикл Деминга. Так, на каждом этапе цикла DMAIC имеется ряд соответствующих инструментов и методов, например, таких как статистический контроль процессов, дизайн экспериментов, методология поверхности отклика, позволяющие измерять, анализировать и улучшать критические процессы.

Методология "6 сигм" применительно к созданию новых процессов также предусматривает реализацию проекта на базе пятиступенчатого цикла - "Определение-Измерение-Анализ-Разработка-Верификаци" (цикл DMADV, Define-Measure-Analyze-Design-Verify). Указанный цикл нашел широкое применение в условиях, когда существующие процессы не удовлетворяют требованиям внешних потребителей, а также в условиях, когда компания не достигает стратегических целей.

Развеять заблуждения относительно "6 сигм"