г. Москва, 125993, ул. Моховая, д. 11, стр. 3
Критичные для качества характеристики = соответствие требованиям клиента
14.05.2019

Критичные для качества характеристики = соответствие требованиям клиента

Для точного расчета возможностей любого процесса необходимо правильно определить и количественно оценить дефект, единицу продукции (услуги) и возможности возникновения дефектов. Как это сделать? 

1. Начать с требований потребителя 

Прежде чем мы сможем определить дефекты, единицы измерения и возможности возникновения дефектов, необходимо понять потребности наших клиентов. «Голос клиента» (интервью, фокус-группы, опросы) - это методика сбора мнений клиентов и их перевода в проблемы, связанные с результатом процесса, а также требования, задаваемые к нему. Из этих комментариев, проблем и требований «вытекают» CTQs – критичные для качества продукта или услуги характеристики, которые в обязательном порядке должны наличествовать для соответствия требованиям клиента. 

2. Определить дефекты 

Под дефектом понимается любой атрибут продукта или услуги, который:

  • не соответствует требованиям клиента, или
  • вызывает недовольство клиента, или
  • не соответствует функциональным или физическим требованиям.
Следует отметить, что термин клиент относится как к внутренним, так и к внешним потребителям. 

3. Определить единицу продукта/услуги   

Единица продукта или услуги - это то, что клиент может определить количественно. Это измеримый и наблюдаемый результат нашего бизнес-процесса. Результат может быть, как физической единицей (например, изделие), так процессом с началом и окончанием в случае с услугой. 

4. Определить возможности для возникновения дефектов 

Проще говоря, возможности - это общее количество потенциальных шансов для возникновения дефектов на единицу продукции/услуги. Каждая возможность должна быть независимой от других возможностей и, как единица, должна быть измеряемой и наблюдаемой. Наконец, возможность напрямую связана с критичными для качества характеристиками. Общее количество возможностей указывает на сложность продукта или услуги. 

Примеры критичных для качества характеристик

Колл-центр 

Цитата клиента: «Я слишком долго жду, чтобы поговорить с представителем»

CTQ: соединение с представителем 

Измерение CTQ: время ожидания соединения «на холде» (в секундах) 

Требование к CTQ: менее 60 секунд от начала соединения до системы автоматического ответа 

Дефект: вызовы с временем удержания равным и более 60 секунд 

Единица: звонок 

Возможность возникновения дефекта: 1 за звонок 

Расчет уровня сигмы для колл-центра
Количество единиц звонков: 21 501
Количество возможностей: 1 на 1 звонок
Количество дефектов: 263 звонка
Уровень сигм: 3,75

Издательство 

Цитата клиента: «Я не выношу опечаток в книгах, которые покупаю».
CTQ: типографское качество 

Измерение CTQ: количество опечаток 

Требование к CTQ: ноль опечаток 

Дефект: любые опечатки 

Единица: слово 

Возможность возникновения дефекта: количество слов в книге

Расчет уровня сигмы для издательства 

Количество единиц слов: 100 000
Количество возможностей: 1 на 1 слово
Количество дефектов: 2 опечатки
Уровень сигм: 5,61
    

Производство печатных плат
Цитата: «Платы должны работать, когда я их подключаю». 

CTQ: функциональность платы
Измерение CTQ: не функционирующие или неправильно функционирующие платы 

Требование к CTQ: все платы функционируют должным образом (плата не будет работать должным образом, если какой-либо отдельный компонент неисправен) 

Дефект: любая неработающая или неправильно работающая плата 

Единица: плата
Возможность: общее количество деталей плюс точки пайки 

Расчет уровня сигмы для производства печатных плат
Количество единиц изделий: 1 000
Количество возможностей: 58 (1 плата, 13 резисторов, 4 конденсатора, 2 диода, 38 точек пайки)
Количество дефектов: 18 плат не работают
Уровень сигм: 4,92